Торговый дефицит не является преградой для развития
Торговый баланс некоторыми используется для оценки успешности экономики. Отрицательный торговый баланс, как полагается, является негативным фактором, а положительный указывает на здоровое развитие экономики. Ниже приводится перевод статьи Brian Reinbold and Yi Wen «Historical U.S. Trade Deficits», где на исторических данных показано, что торговый баланс является лишь показателем особенностей текущего этапа развития экономики и отрицательный торговый баланс не является преградой для дальнейшего развития.
Торговый дефицит не является чем-то новым для Соединенных Штатов. Действительно, с 1970 — х годов в стране наблюдается постоянный дефицит торгового баланса, но он сохранялся и на протяжении большей части XIX века. На рисунке 1 показан торговый баланс США в процентах от ВВП (валового внутреннего продукта) с 1800 по 2018 год. С 1800–1870 годов Соединенные Штаты имели торговый дефицит за исключением трех лет, и торговый баланс был в среднем -2,2% ВВП. Затем, с 1870–1970 годов, наблюдался постоянный профицит торговли, который в среднем составлял около 1,1% ВВП. Примерно с 1970 года Соединенные Штаты вновь начали испытывать дефицит торгового баланса, который продолжается и по сей день. Эти сдвиги в долгосрочном торговом балансе США, по-видимому, хорошо соответствуют индустриализации США в глобальных условиях.
Исторически индустриализация имеет три фазы: i) первая промышленная революция характеризуется трудоемким массовым производством, ii) вторая промышленная революция характеризуется капиталоемким массовым производством и iii) революция благосостояния характеризуется массовым потреблением в государстве всеобщего благосостояния, ориентированном на финансовые услуги. Предполагается, что индустриализация ведет к структурным изменениям, которые приводят к изменению сравнительных преимуществ страны по сравнению с другими странами. Поскольку торговля стран основывается на их сравнительных преимуществах, видны долгосрочные изменения в торговле стран, вступающих на новый этап развития. Поэтому долгосрочные тренды на Рис. 1 лучше всего могут быть поняты в контексте развития США.
Когда Европа во главе с Великобританией начала индустриализацию в конце XVIII века, Соединенные Штаты оставались в основном аграрными. Индустриализация США началась в начале 19 века, сосредоточившись на трудоемком производстве, таком как текстиль. Как страна, опоздавшая в индустриализации и, таким образом, играющая в догонялки с Европой, Соединенные Штаты по-прежнему вынуждены были импортировать много промышленных товаров, включая машины и другой капитал, и полагаться на экспорт сырья, таких как хлопок. Европа могла производить промышленные товары дешевле, а Соединенные Штаты еще не могли сравниться с европейскими инновациями. В результате на протяжении большей части XIX века в Соединенных Штатах наблюдался большой дефицит нескольких классов промышленных товаров. Возможно, из-за того, что промышленные товары приносят большую прибыль, избытка экспорта сырья в США было недостаточно для преодоления дефицита промышленных товаров в начале XIX века (рис.2). Однако этот постоянный дефицит, очевидно, не замедлил развития США.
Американские потребители получали выгоду от импорта промышленных товаров, и, кроме того, Соединенные Штаты могли импортировать средства производства для стимулирования своей собственной индустриализации. К 1870 году, после Гражданской войны, усовершенствованные методы производства и распространение железных дорог подтолкнули Соединенные Штаты ко второму этапу индустриализации, который характеризовался капиталоемким массовым производством промышленных товаров и машин. Этот сдвиг соответствует поворотному моменту в торговом балансе США — от постоянного торгового дефицита к постоянному торговому профициту. Усилившаяся сложность и развитие производства в США способствовали этому изменению, поскольку Соединенные Штаты меньше стали полагаться на импорт промышленных товаров и увеличили свой экспорт промышленных товаров. На рубеже веков Соединенные Штаты — ныне промышленная держава — имели полноценный избыток промышленных товаров (см. Рис. 2.) Вместо того чтобы просто следовать за индустриализацией Европы, Соединенные Штаты стали ведущим инноватором. Положительное сальдо торгового баланса США в обрабатывающей промышленности росло, и общее положительное сальдо торгового баланса США сохранялось в течение 70 лет.
С 1960-х годов Соединенные Штаты перешли к этапу социального обеспечения, характеризующемуся массовым потреблением с финансовыми инновациями. Этот сдвиг означал, что Соединенные Штаты стали способны потреблять больше материальных товаров, чем они производят, предоставляя финансовые услуги миру. В начале 1970 — х годов торговый баланс США пережил еще один переломный момент — от торгового профицита к торговому дефициту, — когда американские финансовые активы стали более привлекательными для иностранных инвесторов. Опять же, этот сдвиг также соответствует структурным изменениям в экономике, поскольку Соединенные Штаты вступили в третью стадию индустриализации.
Соединенные Штаты, как и сегодня, на протяжении значительной части своей истории испытывали постоянный торговый дефицит. Однако торговый дефицит не препятствовал развитию США и, вероятно, даже способствовал индустриализации, поскольку Соединенные Штаты могли импортировать основной капитал для улучшения собственного производства на первом этапе индустриализации. Не все развивающиеся страны будут следовать одной и той же схеме (т. е. от дефицита торгового баланса к профициту и обратно к дефициту). Но представляется разумным ожидать, что переход к различным этапам индустриализации вызовет структурные изменения в экономике, включая изменения в сравнительных преимуществах по сравнению с другими странами; а сравнительные преимущества — это то, на чем основана Международная торговля.
Источник: Журнал русского ордолиберала